Тематические статьи
Водяные лилии
Лирическое введение
В далеком прошлом почти всю прибрежную полосу Италии, от Пизы до Неаполя, занимали болота знаменитой Мареммы. Там, по всей видимости, и зародилась легенда о прекрасной Мелинде и болотном царе. Он был сказочно уродлив - глаза его мерцали, как гнилушки, а вместо ног были лягушечьи лапки. И все же он стал мужем красавицы Мелинды. Заполучить ее помогла ему желтая кубышка - недаром желтый цвет исстари означает измену и коварство. Гуляя с подругами у болотистого озера, Мелинда однажды залюбовалась золотистыми, невиданными доселе плавающими цветами и, чтобы дотянуться до них, ступила на прибрежный пень. Это и был притаившийся владыка трясины. Через год на том месте, где скрылась под водой похищенная болотным царем девушка, всплыли белоснежные цветы с желтой сердцевинкой - дети невинности и вероломства. Так появились на свет, вслед за кубышками-обманщицами, кувшинки, означающие на старинном языке цветов "Ты не должен меня обманывать".
Правда, по научным данным, все происходило как раз наоборот. Желтые кубышки появились на Земле довольно поздно: древнейшие их семена найдены палеонтологами в отложениях олигоцена, им всего 25-30 миллионов лет. А белая кувшинка известна с палеоцена - она в два раза старше. Еще более почтенный, мезозойский возраст имеют другие кувшинки. Об их древнейшем происхождении свидетельствуют и спиральное расположение частей цветка, и постепенный переход чашелистиков в лепестки, а лепестков - в тычинки. Такое наглядное превращение было одним из фактов, которые вдохновили Гёте на создание "Опыта объяснения метаморфоза растений", написанного одновременно с первой частью "Фауста".
В Советском Союзе росло всего три вида кувшинок и столько же кубышек, относящихся к тому же семейству нимфейных, или кувшинковых. Зато в реках, озерах и даже на морских побережьях теплых стран нимфейных куда больше — род кувшинок насчитывает сейчас около полусотни видов, род кубышек - около двадцати.
На озере среди лесов зеленых
Кувшинки белые, как звезды, расцвели, - это Бунин.
Где в воде росли деревья,
Где кувшинчики желтели,
Где камыш шептал, качаясь, - это "Песнь о Гайавате" Лонгфелло (в переводе опять-таки Бунина).
А вот австралийская поэтесса Джудит Райт:
Здесь лилия точеная в воде над огненной своею сердцевиною молитвенно разводит лепестки, огромные и серые, как вечер...
Если в первом отрывке речь идет о нашей обычной белой водяной лилии, а во втором - об одной из американских кубышек, то в третьем поэтесса воспела, по всей вероятности, местную кувшинку с гигантским - до 35 см в диаметре! - темно-голубым, как бы фарфоровым цветком с ярко-оранжевыми тычинками. А нильский синий лотос, голубовато-белая с розовым отливом нимфея гвианская, сине-красная нимфея занзибарская, лиловая нимфея мадагаскарская...
Впрочем, водяные лилии очаровывали не только поэтов. Ведь даже научные названия белой кувшинки и желтой кубышки, присвоенные им еще в 1753 году Карлом Линнеем, произведены от слова "нимфа".
Ботаническое продолжение
Линней писал: "С восходом солнца белая кувшинка поднимает свою головку из воды, постепенно раскрывая при этом лепестки, так что к полудню цветочная стрелка ее выдается над поверхностью воды приблизительно на 8 сантиметров. С закатом солнца цветок не только закрывает свои лепестки, но и опускается медленно под воду". Это ошибка. Скорее всего, Линнею подвернулась нимфея, уже опыленная насекомыми. После опыления цветок, действительно, ныряет, чтобы в толще воды без лишних помех, - не подвергаясь, например, резким суточным колебаниям температуры, - взрастить свои
семена. Такой зреющий плод очень похож на всплывающий бутон - отсюда и пошло распространенное заблуждение, будто кувшинка ночует под водой.
На самом деле неопыленный цветок, защищаясь от потерь тепла, от росы и туманов, на ночь только складывает лепестки и лишь немного утапливает в воду основание своих сомкнутых зеленых чашелистиков, а поутру вновь распахивается. Это совершается обычно дней 5-6 кряду, может продлиться и до декады - при долгом ненастье, когда нет шестиногих опылителей. А если они вовсе не явятся, происходит самоопыление.
Кубышку желтую (Nuphar lutea), цветущую несколько дольше (6-7 дней), насекомые посещают гораздо охотнее, чем белую кувшинку: она и нектара выделяет больше, и пахнет сильнее. Да и угощать своих крылатых гостей кубышка готова днем и ночью, в дождь и вёдро. Ее золотистый цветок всегда раскрыт, не в пример своему белому братцу-неженке, периоды "сна" и "бодрствования" у которого зависят от времени суток и года, от возраста и погоды. (Это нужно иметь в виду, если включить белую водяную лилию в знаменитые цветочные часы Линнея, по наблюдениям которого распускается она в 7-8 часов, а закрывается в 17-18.)
Между прочим, кувшинки могут служить не только часами, но и календарем. Когда впервые всплывают и распластываются на поверхности воды округлые листья кувшинок и кубышек, — это верный признак, что весенним заморозкам пришел конец.
На воде листья водяных лилий держатся благодаря воздухоносным полостям, заметным даже простым глазом, а также опробковевшим клеткам своей нижней поверхности. Вместе с тем воздушные полости служат емкостями, где запасаются кислород и углекислый газ, необходимые для дыхания и фотосинтеза "подвальным" слоям хлорофиллоносных клеток листа. В верхние же этажи листа воздух поступает через устьица. Они всегда открыты: ведь водным растениям нужно усиленно испарять воду, поэтому и устьиц у кувшинок великое множество - до 460 на квадратный миллиметр, больше 10 миллионов на одном листе!
Края листа чуть-чуть волнисты, а то место, где подходит черешок, слегка приподнято. Поэтому на листовой пластине, покрытой к тому же воскообразным налетом, образуются едва заметные желобки, по которым при малейшем сотрясении скатываются, освобождая устьица, капли попавшей на лист влаги.
И наконец, последняя хитрость. Нижняя поверхность листьев нимфейных окрашена в фиолетовый цвет пигментом антоцианом. Улавливая не поглощенные хлорофиллом световые лучи, антоциан превращает их в тепло, подогревая листья и тем самым усиливая испарение.
Гастрономическое отступление
Кулинарный стаж у белой кувшинки (Nymphaea alba) изрядный: ее семена найдены археологами в неолитических свайных постройках. По вкусу семена напоминают плоды съедобного каштана, они содержат до 47% крахмала, 12-14% жира. У кубышки (о съедобности плодов ее писал еще Теофраст 23 века назад) крахмала почти столько же; правда, жира раза в два меньше. А поскольку семена этих двух нимфейных содержат и танины, и белки, и алкалоиды, то в поджаренном виде они могут служить суррогатом кофе.
Птицам плоды кувшинок тоже нравятся. Особенно — клейкая и сочная мякоть плодов белой кувшинки. Многочисленные черные семена, погруженные в мякоть, словно в вязкое тесто, налипают во время трапезы на перья, клювы, лапки и переносятся пернатыми за тридевять земель, в новые водоемы. Рыбы же предпочитают подождать, пока плоды кувшинок сгниют под водой, и только тогда лакомятся их всплывающей к поверхности насыщенной воздухом мякотью. На плаву плоды держатся не особенно долго: воздух из оболочки постепенно выходит, и семена вновь погружаются, чтобы прорасти на дне, но уже далеко от места рождения.
Лоси, бобры, ондатры, водяные крысы и другие звери с одинаковым удовольствием уписывают плоды, листья и корневища как желтой, так и белой водяной лилии. Да и для домашних уток, гусей, свиней кувшинки и кубышки вместе с разны ми рясками, роголистами, рдестами и прочими членами водных сообществ — прекрасный корм и в сыром виде, и в виде растительной муки. Здесь в избытке различные питательные вещества, которых часто недостает в других кормовых куль-турах, много витаминов, кальция, кремния, калия, фосфора. Кроме того, с растительной массой животные поедают большое количество мелких беспозвоночных, что еще больше повышает кормовую ценность водных растений. С обширных мелководий водохранилищ и других искусственных и природных водоемов можно собирать немалые урожаи. По расчетам украинских ботаников, средняя урожайность зеленой массы желтой кубышки, например, на Кременчугском водохранилище составляет 290 ц/га. А местная белая кувшинка (360 ц/га), опередив роголистник темно-зеленый (350 ц/га), уступает по урожайности только рдесту блестящему (380 ц/га).
На Дальнем Востоке кувшинка малая (Nymphaea tetragona) и кубышка японская (Nuphar japonica) - заменители чая и салатные растения: в пищу идут у них листовые почки и семена. А из корневищ белой кувшинки в некоторых странах получали (да и теперь, вероятно, кое-где получают) муку и крупу. Это делается так. Заготовив осенью корневища, очищают их от ила, остатков листовых черешков и кожицы. Затем режут на небольшие части и как следует вымачивают, два-три раза (через каждые 2-3 часа) меняя воду, чтобы удалить дубильные вещества с горько-вяжущим вкусом. Наконец, корневища толкут в ступе или пропускают через мясорубку (предварительно высушив, пока они не начнут крошиться, в духовке или в печке). Корневища желтой кубышки в сыром виде для человека ядовиты, но отмоченные, а потом сваренные в соленой воде тоже вполне съедобны. Муку из корневищ подмешивают к ржаной или пшеничной, когда готовят тесто для хлеба, галушек, коржиков, блинов; крупу добавляют в овощные гарниры, варят из нее супы и каши. Вот, к примеру, рецепт старинного украинского блюда "лемишка": поджарить до золотистого цвета два стакана муки из корневищ кувшинки, а затем — 100 г свиного сала, нарезанного маленькими кубиками; муку развести тремя четвертями стакана подсоленного кипятка; в хорошо размешанное тесто добавить жареное сало и, тщательно перемешав, выложить в смазанную жиром форму; печь в духовке на слабом огне, пока не образуется золотистая корочка. К столу "лемишка" подается разрезанной на тонкие ломти, политые сметаной или присыпанные тертым сыром.
Медицинское окончание
Один из первых на земле ботаников - Теофраст (IV—Ш вв. до н.э.) в своем "Исследовании о растениях" писал о желтой кубышке: "...Если ее потереть и приложить к ране, то она останавливает кровь. Дают ее пить и от дизентерии". Врач Диоскорид (I в.) присовокуплял к этому, что желтую водяную лилию кожевники употребляют для выделки кож (мы же можем добавить, что с помощью белой кувшинки можно окрашивать ткани в черно-коричневые тона). О кровеостанавливающих свойствах кубышки Диоскорид не упоминает, зато повторяет слова своего предшественника о лечении дизентерии винным настоем ее корня.
Наши предки-славяне называли как белую, так и желтую водяные лилии "одолень-травой", способной одолеть и нечистую силу, и разные недуги. В одном травнике говорится: "Кто найдет одолень-траву, то вельми талант себе обрящет". Поэтому, отправляясь в путешествие, в ладанку или пояс зашивали кусочек растения и носили на себе в качестве талисмана. С этой же целью высушенные корневища подвешивали у кровати больного, обходили с водяными лилиями пастбища, чтобы скот не пропадал. Отваром цветов и семенами кувшинок лечили зубную боль, отравления, головокружения и судороги, а певцы так даже голос укрепляли.
И до сего времени в народной медицине лепестки белой водяной лилии используют в качестве снотворного и успокаивающего. А в лепестках кубышек обнаружен гликозид, действующий на сердце подобно гликозидам наперстянки.
Высушенные корневища белой кувшинки содержат 20-21% крахмала, белки, 5-6% глюкозы, 1-1,5% жира, дубильные вещества, смесь алкалоидов, снижающих артериальное давление. Главные же лекарственные вещества в корневищах желтой кубышки - это смесь алкалоидов, губительных для трихомонад, некоторых водорослей, болезнетворных бактерий и грибов. Неплохо зарекомендовав себя испокон веку в борьбе с разными кожными, кишечно-желудочными и женскими болезнями, корневища кубышки в наше время дослужились до официального признания в виде противозачаточного препарата "Лютенурин".
Экологическое послесловие
Листья наших водных лилий, а особенно их цветы - у белой кувшинки до 16 см в диаметре - великолепное украшение озер и прудов в парках, скверах, садах. О красоте тропических нимфейных (к которым принадлежит знаменитая Виктория регия) говорить не приходится.
Но кувшинки не только придают очарование затонам, озерам, старицам. Для естественных водоемов их древнейшие обитатели - нимфейные — просто необходимы. Ведь взаимоотношения между членами водных сообществ отшлифованы миллионолетиями. Например, желтые кубышки предотвращают зацветание воды: вытяжка из них в разведении 1 : 6000 убивает вызывающие цветение водоросли.
К сожалению, водяные лилии плохо переносят промышленное и бытовое загрязнение, а возобновляются их заросли очень медленно. Правда, в "Красную книгу" из кувшинковых занесены только два редких реликтовых вида Приморского края. Но и наши обычнейшие водяные лилии становятся редкими в густонаселенных районах страны. Их необходимо взять под охрану в законодательном порядке, как это сделано, например, в Москве и Московской области, где они значатся в перечне охраняемых растений.
Есть и другие пути спасения нимфейных от вымирания — к примеру, искусственное восстановление их запасов, разведение их на мелководьях. Опыты, проведенные в Центральном ботаническом саду АН УССР, показали, что кубышки и кувшинки прекрасно размножаются: как осенью, так и весной, как черенками длиной 5-20 см, так и семенами (черенки высаживают на глубине 0,5-1 м, оставив на поверхности грунта почку возобновления, а собранные заранее семена высеивают на глубине 0,5-2 м из расчета 5-10 кг на гектар).
Однако все подобные расчеты и рекомендации останутся мертвыми, если в наших сердцах не найдут отклика те чувства любви к природе, веры в ее красоту, совершенство, могущество, которые вкладывали наши предки в старинные заклинания: "Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные... Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке"...
По материалам журнала «Химия и жизнь» №6 за 1978 год
Закладки по теме: кувшинка, кубышка, лилия
Комментариев: 0