Поиск по сайту


Новые публикации


Популярные статьи


Ключевые слова

алоэ, атеросклероз, береза, брусника, виноград, витамины, гастрит, гипертония, гомеопатия, гриб, доктор Бах, капуста, каштан, косметика, крапива, кровяное давление, лекарственные растения, лук, облепиха, одуванчик, ожирение, онкология, перец, простатит, простуда, рябина, трутовик, фитотерапия, фунготерапия, хвощ, холестерин, цикорий, чай, чеснок, чистотел, шиповник, щитовидная железа, эликсиры, ядовитые растения, язва желудка

Показать все теги
Чтобы сообщить нам о грамматической ошибке на сайте выделите её и нажмите Ctrl+Enter
или воспользуйтесь формой обратной связи

Лечение заболеваний


Болезнь Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера или Белок забывчивости





60 лет — не старость. Человек выходит на пенсию, предвкушая, как он будет нянчить внуков, разводить любимые кактусы, писать мемуары, подрабатывать, наслаждаться отдыхом. И вдруг все рушится. Обычная для стариков забывчивость, которую в быту связывают со склерозом, внезапно разгорается, как пожар, и за несколько лет (от 4 до 12) пожирает память, практические навыки и саму личность. Сначала человек то и дело забывает имена даже близких людей, даты и названия, перестает ориентироваться в знакомом месте и может не узнать свою улицу и свой дом. Он не понимает значения слов, сначала некоторых, потом — большинства. Меняются его речь и письмо: в них попадают случайные, не подходящие по смыслу слова, а нужные безвозвратно пропадают, в словах путаются местами или теряются буквы (рис.1). Меняется поведение: больной (а в этот момент у окружающих уже не остается сомнений, что человек тяжело болен) то и дело совершает странные поступки: поверх костюма надевает майку, кладет в холодильник утюг. Он не может включить радио, открыть ключом дверь, посчитать деньги — он как малое дитя, за ним нужно ухаживать и следить (рис.2). Трагизм положения усугубляется тем, что человек обычно осознает, что болен...

Болезнь Альцгеймера
Рис 1. Письмо больного болезнью Альцгеймера


Болезнь Альцгеймера
Рис 2. Рисунок больного болезнью Альцгеймера


Так проявляет себя болезнь Альцгеймера. Считают, что средний возраст начала заболевания 54—56 лет, но оно встречается и у более молодых, 45—50-летних, и у более старых людей. По данным Американской ассоциации болезни Альцгеймера, в этой стране ею страдают 5—10% населения в возрасте старше 65 лет и до 47,2% населения в возрасте 85 лет и старше, что составляет около 4 млн. человек. Забота о них обходится США приблизительно в 10 млрд. долларов в год. По прогнозам той же ассоциации, число больных в США к середине XXI века составит около 14 млн. человек. В этой и других развитых западных странах заболевание тщательно изучают. Создают специальные центры для больных, проводят информационную работу с населением, щедро финансируют научные исследования. У нас болезни Альцгеймера уделяют меньше внимания. Это объясняется отнюдь не редкостью болезни (на территории бывшего СССР старческим слабоумием страдают 7,6% от всех впервые зарегистрированных в психоневрологических диспансерах больных старческого возраста), а отсутствием должного общественного настроя и, в некоторой степени, экономическими трудностями.
Диагностика болезни Альцгеймера не всегда проста: ее угадывают лишь в 80—90% случаев после специализированных неврологических и психиатрических тестов. Окончательно диагноз подтверждается только после смерти больного, если в ходе микроскопического исследования мозга в нем обнаруживают специфические морфологические признаки.
В 1907 году баварский психиатр Алоис Альцгеймер (Alois Alzheimer), изучая ткани умершего пациента, отметил: «Взглянув на кору головного мозга, особенно в верхних слоях, можно обнаружить отложения необычного вещества». Замеченные им островки поврежденной ткани сейчас принято называть сенильными (старческими) бляшками (рис. 3). Позже гистологи тщательно изучили их строение: разглядели белковые филаменты (нити), измененные отростки нейронов и питающие их клетки глии. Микроскопическую картину болезни дополняют находящиеся в самих нейронах клубки белковых волокон (фибрилл).
Нет никаких сомнений в том, что в структуре сенильных бляшек запечатлена история их образования, а значит, и подлинная молекулярно-клеточная история болезни. К сожалению, восстановить ее сложно — это все равно, что по заключительной сцене пьесы определить ее сюжет и главных действующих лиц, которые вполне могли исчезнуть раньше, как Хлестаков в «Ревизоре». Положение исследователей несколько облегчает то, что «пьеса» болезни не всегда доигрывается до конца: исследуя мозг людей, погибших на ранних ее стадиях от посторонних причин, можно отчасти проследить развитие событий. И все же главный метод — исследование компонентов сенильных бляшек, их происхождения, распространения в организме здоровых и больных людей, количества, свойств и всяких прочих подробностей, из которых должна сложиться целостная картина.

Болезнь Альцгеймера
Рис 3. Так выглядят сенильные бляшки (рисунок из журнала «В мире науки», 1992, №1)


Биохимики, занявшиеся разгадкой болезни Альцгеймера, прежде всего обратили внимание на белок, из которого состоят микрофиламенты сенильных бляшек. В 1984 году его выделили из сосудов мозга больного, а затем и из сердцевины бляшек и назвали амилоидом бета. В этом необычном для белка названии соединились исторический казус и современное знание. Амилоидом («крахмалоподобным веществом») Рудольф Вирхов еще в 1853 г. назвал отложения какого-то вещества, замеченные им в разных органах. Второе слово обозначает, что белок филаментов имеет особую пространственную структуру — бета-слой.
Причастность амилоида бета к болезни Альцгеймера сейчас не вызывает сомнений. Но какова его роль? Как он взаимодействует с другими веществами? Откуда берется и почему? Биохимическое досье на необычное соединение собрано еще не полностью, но важные страницы в нем уже есть.
В 1987 году выяснилось, что амилоид бета — это только часть большого белка, предшественника амилоида, который пронизывает мембрану клетки и выступает из нее на поверхность. Он содержится в организме и больных, и здоровых людей. Складывалось впечатление, что какая-то протеаза (фермент, разрушающий белки или переводящий их в рабочее состояние) вдруг отделяет амилоид бета от остальной части цепи, после чего он и запускает образование бляшек. Но какое событие служит для этого сигналом? Какие системы регуляции в норме препятствуют появлению белка — провокатора болезни? Почему они не срабатывают? Эти вопросы повисали в воздухе, но ученые тем не менее надеялись, что удастся излечивать болезнь, подбирая ингибиторы для еще не найденной протеазы. Эти вещества мешали бы ей вырезать из большого «полезного» белка небольшой «вредный» фрагмент.
Однако оказалось, что все не так просто. В 1992 году три независимые группы ученых сообщили, что растворимый амилоид бета присутствует в крови и спинномозговой жидкости не только больных, но и здоровых людей. Стало ясно, что это нормальный белок организма, который при болезни почему-то становится нерастворимым и откладывается в ткани головного мозга. А порождающие его протеазы, бывшие до того под подозрением, делают нужное дело и, возможно, не виноваты. Но окончательно их непричастность к возникновению болезни еще не доказана.
Возможно, новый свет на эту запутанную историю помогут пролить факты, указывающие на связь обмена амилоида бета и липидов. Еще в 1992 году установили, что при болезни Альцгеймера в ткани мозга соотношение холестерина и фосфолипидов сдвигается в сторону холестерина. При этом мембраны нервных клеток становятся слишком текучими, жидкими. Не в этом ли причина разрушения отростков и тел нейронов?
Но при чем здесь амилоид бета? Нам удалось выяснить, что в крови и спинномозговой жидкости здоровых людей он находится в составе липопротеинов — комплексов липидов и белков. Для транспортировки нерастворимых в крови липидов (например, холестерина и фосфолипидов) нужны специальные белки — они создают «контейнер», мешающий гидрофобным молекулам взаимодействовать с водой. Но амилоид бета содержит и гидрофильные, и гидрофобные участки. И липиды помогают ему оставаться на плаву — в растворе. Возможно, в организме он начинает образовывать филаменты и сенильные бляшки тогда, когда по каким-то причинам липопротеиновые частицы разваливаются. Во всяком случае, в «пробирочном» эксперименте стоило лишь удалить липиды, как амилоид бета действительно складывался в филаменты.
Непонятным остается, что амилоид бета делает в липопротеинах, какова его роль? Коль скоро этот белок был в них обнаружен, он, вероятно, участвует в процессах обмена липидов, как и другие их белковые компоненты. Наши эксперименты показали, что это действительно так. Амилоид бета тормозит, во-первых, реакцию этерификации холестерина в крови (она нужна для выведения этого вещества из клеток периферических тканей), а во-вторых, образование холестерина, фосфолипидов и триглицеридов в клетках печени человека — основного органа, где и липиды, и липопротеины синтезируются и распадаются.
Очень важно, что нарушения липидного обмена (повышенный уровень холестерина в крови и некоторые другие) были обнаружены у больных. Есть и экспериментальные данные: если кроликов кормить пищей, содержащей холестерин, то у них в мозгу откладывается амилоид бета. Эти факты позволяют выдвинуть новую рабочую гипотезу о том, почему вдруг амилоид бета из рабочего белка превращается в разрушителя - когда в крови растет содержание холестерина, организм пытается его снизить, вырабатывая дополнительное количество белка-ингибитора. В какой-то момент его становится слишком много и он начинает откладываться в сосудах и межклеточных пространствах. Эту гипотезу подтверждает и то, что состояние больных улучшается при введении им лецитина и других липидных препаратов.
Наверное, можно придумать и другие гипотезы, связывающие обмен липидов и амилоида бета. Пока же можно считать удачей хотя бы то, что удалось выявить новых возможных участников печальных событий.
Изучением болезни Альцгеймера и родственного с ней синдрома Дауна занимались не только биохимики. Немалый вклад внесли исследования генетиков. Именно они выявили связь этих заболеваний с хромосомой 21, на которой расположен ген предшественника амилоида бета. При синдроме Дауна у больного три 21-х хромосомы вместо двух, и уже в возрасте около 30 лет у больных происходит нарушение памяти и отложение в ткани мозга амилоида бета. Ученые объясняют это «эффектом дозы гена». В свою очередь, развитию болезни Альцгеймера могут способствовать дефекты в гене белка — предшественника амилоида бета. Этим объясняются известные врачам случаи семейной заболеваемости, при которых страдала почти половина людей каждого поколения. Поиск повреждений в этом и других генах, которые могут быть связаны с болезнью, продолжается.
Ученые, занимающиеся вирусологией, предполагают, что болезнь Альцгеймера может быть вызвана медленно действующим вирусом, который обуславливает клинические проявления болезни через много лет после заражения. Однако в отличие от большинства вирусных заболеваний эта болезнь не заразна и протекает не так, как обычные вирусные инфекции. Это означает, что, если вирус и существует, он отличается от всех известных. Впрочем, к такому повороту событий ученые уже готовы: некоторые заболевания мозга — такие, как болезнь Крейцфельда—Якоба, куру, а также нашумевшее «коровье бешенство», — вызываются необычными агентами. При них в ткани мозга откладывается нерастворимый прионовый белок, как при болезни Альцгеймера — амилоид бета. Большинство ученых полагает, что именно прионовый белок и служит инфекционным агентом, но пока нельзя отвергать и то, что им может быть необычный вирус.
Токсикологи уже давно обнаружили, что высокие концентрации некоторых веществ вызывают гибель нервных клеток. Но доказать, что это происходит при болезни Альцгеймера, пока не удалось. Наиболее вероятным «вредителем» считают алюминий. Полагают, что повышение его содержания в мозгу как-то подталкивает развитие болезни. Но далеко не все ученые согласны с этим утверждением. Так что исследователи продолжают изучать возможные факторы риска: действие токсинов, в том числе алкоголя, последствия черепно-мозговых травм и прочие. Пока выявлен только один неоспоримый фактор риска — возраст. Особенно высок риск заболеть болезнью Альцгеймера у людей старше 65 лет.
По большому счету врачи пока безоружны перед болезнью Альцгеймера. Лекарств, способных полностью вылечить больного или хотя бы остановить развитие болезни, до сих пор не создано. Поскольку ее причин пока еще никто не знает, терапия сводится к лечению симптомов: нарушений памяти, речи, сна, а также агрессивности, бредовых идей, депрессии. Пробуют применять и стимуляторы роста нервных клеток.
Другое направление делает ставку не на лекарственные препараты, а на стимулирование двигательной активности больных. Им предлагают посильные занятия, например стирку мелких вещей, участие в приготовлении пищи и прочих несложных действиях. Иногда больные справляются и с более трудными заданиями — такими, как шитье и вязание. Желательно также соблюдать распорядок дня. В любом случае больным с болезнью Альцгеймера необходимо стационарное лечение, так как они не могут себя обслуживать.
Как видно из сказанного, еще не все вопросы «как», «почему», «каковы причины» разрешены. По многим направлениям еще ведутся интенсивные научные исследования. Но поиски не напрасны: выявляются новые участники драмы и обстоятельства их взаимодействия. Хочется верить, что человечество, в конечном счете, найдет путь для облегчения этого тяжелейшего недуга, а возможно, и для избавления людей от него. Не исключено, что при этом удастся найти новые пути сохранения памяти и работоспособности здоровых стариков — ведь и при нормальном старении в мозге человека происходят процессы, сходные с протекающими при болезни Альцгеймера, только не такие разрушительные и быстрые.

Н.В. Кудинова, кандидат медицинских наук
А.Р. Кудинов, кандидат биологических наук


По материалам журнала «Химия и жизнь» №1 за 1998 год

Закладки по теме: болезнь Альцгеймера

Голосов: 0
Просмотров: 9749
Комментариев: 0

Другие публикации по теме: