Тематические статьи
Камфора
Что бы камфорой полечить?
Список недугов, которые пользуют камфорой (или камфарой) довольно длинен. Белые кристаллы с пряным горьковатым вкусом и характерным запахом, которые производят охлаждающий эффект, если попробовать их на язык, в древнем мире использовали как благовоние, и уже тогда камфора считалась ценнейшим снадобьем, стимулирующим сердечную деятельность. Из Юго-Восточной Азии она пришла в арабскую медицину, а уж благодаря арабским врачам в средние века попала в Европу, где стала очень редким и дорогим лекарством.
В XIX веке камфору назначали внутрь в малых дозах либо растертую с небольшим количеством спирта или эфира, либо в виде спиртового раствора (камфорный спирт). Камфорным спиртом пользовались и для растираний. В настоящее время к арсеналу медицинских средств добавились содержащие камфору пилюли в желатиновой оболочке, масляные растворы камфоры для подкожных инъекций и камфорная мазь для растираний. Эта мазь представляет собой смесь камфоры с вазелином. Вазелин же — продукт перегонки нефти, еще неизвестный в середине XIX века.
Как показали современные исследования, действие камфоры основано на ее влиянии на определенные центры продолговатого мозга, в том числе дыхательный. В результате возбуждения сосудодвигательного центра под действием камфоры, артерии, питающие сердце, расширяются, а давление крови в них возрастает. Воздействует это вещество и на вазомоторный центр, в результате чего сужаются вены и количество активно циркулирующей крови в организме увеличивается. Камфора возбуждает и синусовый узел — нервный центр, определяющий ритм сердечных сокращений. Все эти факторы улучшают кровоснабжение мозга и сердца, а кроме того, камфора устраняет спазмы некоторых органов с гладкой мускулатурой: кишечника, желчного и мочевого пузыря, бронхов и артерий, помогает при простуде, мышечных болях и ревматизме. Что же касается болеутоляющего действия камфоры, то оно основано на раздражении нервных окончаний кожи, что отвлекает страдальца от внутреннего источника боли. Но если натереть камфорой воспаленный участок кожи, например мозоль, боль только усилится.
Камфора — не эфир и не масло
Натуральную камфору получают в основном из древесины камфорного лавра (Ginnamonum camphora Seib), которая содержит до 4,46% эфирного камфорного масла. При длительном хранении в этом веществе образуется бесцветный кристаллический осадок — неочищенная камфора. Очищенная камфора, как мы уже говорили, белого цвета. Она малорастворима в воде, но зато прекрасно растворяется в 95%-ном спирте, хлороформе, жирах и эфирных маслах.
В Европе эфирные масла алхимики открыли только в XI веке. Неутомимо исследуя свойства растительного сырья, эти ученые мужи возгоняли листья, стебли и семена деревьев и трав с водяным паром. При такой обработке некоторых растений им порой удавалось получить ароматные маслянистые жидкости, быстро испаряющиеся даже при обычной температуре, за что их и назвали эфирными маслами. Однако никакого отношения ни к эфирам в химическом смысле слова, ни к маслам эти вещества не имеют. И если растительные жирные масла представляют собой сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и непредельных жирных кислот (как правило, стеариновой, олеиновой и пальмитиновой), то эфирные масла — это смесь различных летучих соединений, главным образом терпенов. Основной компонент камфорного эфирного масла — камфора, которая тоже относится к терпенам (рис. 1).
Эфирные масла содержит целый ряд растений. Например, их очень много в кожуре плодов цитрусовых. На примере апельсина можно изучить три основных свойства эфирных масел: летучесть, горючесть и пахучесть. Если брызнуть соком из апельсиновой корки на лист бумаги, останется влажное пятно, которое вскоре бесследно испарится, наполнив комнату ароматом апельсина. Этот опыт наглядно демонстрирует не только летучесть эфирных масел, но и отсутствие в их составе растительных жиров. В горючести эфирных масел легко убедиться, брызнув соком из кожуры на пламя свечи: у вас получится маленький фейерверк.
Состязание алчности и прогресса
Хотя камфорное эфирное масло можно добывать из камфорного базилика (Ocimum menthifolium Hochst), основным источником его получения до конца прошлого века была древесина камфорного лавра. Это высокое стройное вечнозеленое дерево с гладкой белой корой и зелеными глянцевыми листьями. Цветки у него мелкие, желтоватые, но они собраны в крупные соцветия и привлекают насекомых. С началом влажного сезона на дереве распускаются молодые листья пурпурного цвета, а старые опадают. Это очень красочное зрелище, и камфорный лавр выращивают во многих странах мира как декоративное парковое растение. В природе дерево встречается в некоторых районах Юго-Восточной Азии, но основные его посадки находятся на Тайване. По сей день шумят там великолепные лавровые леса. Видимо, этот остров обладает особым климатом или почвой, потому что многочисленные попытки создать плантации камфорного лавра в Южной Америке, Африке или Австралии окончились неудачей. Деревья там прекрасно росли, но их древесина почти не содержала камфоры.
Удивительная особенность острова на долгие годы сделала его яблоком раздора. С незапамятных времен Тайвань был связан с Китаем, а европейцы открыли его для себя только в XVI веке. В 1544 году остров увидели издали португальские моряки и назвали его Формоза, что означает «прекрасный». В XVII веке его захватывали то голландцы, то испанцы, но китайские войска неизменно освобождали остров. Однако в результате китайско-японской войны (1894—1895) Тайвань был оккупирован Японией и возвращен Китаю только в 1945 году.
Именно после японского завоевания производство камфоры на Тайване пошло в гору. Завладев островом в 1895 году, японцы поставили это производство на промышленную основу, улучшили качество продукта и заложили новые плантации лавра. В результате к концу XIX века камфора перестала быть дефицитным лекарством, а Япония стала ее единственным поставщиком на мировом рынке. Однако к этому времени структурная формула камфоры, установленная в 1893 году, уже была известна, и в 1896 году появились сообщения об искусственном синтезе камфоры из α-пинена, содержащегося в сосновом скипидаре. Пропуская через α-пинен хлористый водород, химики получали хлористый борнил, который в результате сложных химических преобразований превращался в камфору (рис. 1). Вскоре фабрики по производству искусственной камфоры появились в США, Германии, Франции, Англии и России.
Рис. 1 Химические способы получения камфоры
Японским производителям это не понравилось. Они попытались сохранить монополию на производство камфоры, скупая скипидар и одновременно снижая цены на натуральную камфору. Их действия увенчались успехом: производство камфоры из α-пинена стало нерентабельным и прекратилось. Однако примерно в те же годы камфору стали применять не только в медицине. Смесь нитроцеллюлозы и камфоры (1:3), целлулоид, научились использовать для изготовления игрушек, галантерейных изделий и, главное, кинопленки. А полностью нитрованная целлюлоза (пироксилин), пластифицированная той же камфорой, — не что иное, как бездымный порох, который впервые применили в англо-бурской войне 1899—1902 годов. Эти два открытия существенно повысили спрос на камфору. Кинопромышленность бурно развивалась, кинопленки требовалось все больше. А с началом Первой мировой войны резко выросла потребность в бездымном порохе, и цены на камфору подскочили. Производство синтетической камфоры возобновилось.
К счастью для японцев, скоро выяснилось, что синтетическую камфору практически невозможно использовать как лекарство, поскольку она содержит большое количество токсичных примесей, от которых никак не удавалось избавиться. Для производства целлулоида и пороха токсичность сырья не имела никакого значения, поэтому в начале XX века камфорный рынок был поделен. Дешевая синтетическая камфора использовалась в технических целях, а натуральная оставалась незаменимой в медицине. Японские промышленники перевели дух, но ненадолго.
Химики не дремали. В поисках нового сырья для синтеза нетоксичной камфоры они обратились к другому эфиромасличному растению — сибирской пихте (Abies sibirica). Из хвои и молодых веток сибирской пихты (так называемой пихтовой лапки) химики добыли пихтовое масло, содержащее борнилацетат (рис. 1), а с помощью омыления из него получили борнеол, при дегидрировании или окислении которого и образуется камфора. Первые попытки синтеза камфоры из борнилацетата были сделаны еще в 1888 году русским ученым П.Г. Голубевым, но опытное производство удалось организовать только в 1934 году в Новосибирске, а с 1936 года Советский Союз более не нуждался в импортной камфоре.
По своим терапевтическим свойствам российская камфора ничем не уступала японской, но отличалась от нее оптической активностью: природное вещество вращает плоскость поляризации света вправо, а искусственное — влево. Сейчас в медицине используют как правовращающую натуральную камфору, добываемую из камфорного дерева, так и синтетическую левовращающую, получаемую из пихтового масла, поскольку по своему фармакологическому действию они идентичны. Что же касается токсичной камфоры, которую получают из скипидара, то она ни теми, ни другими оптическими свойствами не обладает.
Сейчас именно медицинская промышленность — основной потребитель камфоры. Целлулоид оказался слишком горючим, поэтому с сороковых годов в Европе, а с пятидесятых и в Советском Союзе кино- и фотопленку выпускают на ацетатцеллюлозной основе. Ломкие и горючие целлулоидные игрушки тоже больше не делают.
Тем не менее, в настоящее время появилось еще несколько способов получения камфоры (рис. 1). Например, ее синтезируют из борнеола, содержащегося в эфирном масле камфорных деревьев, растущих на острове Борнео. Открыт и новый метод получения камфоры из скипидара; выделенный из него пинен изомеризуют в камфен, камфен превращают в эфир борнеола, омыляют до борнеола и затем проводят дегидрирование. При гидратации борнеол дает камфен, окислением которого тоже можно получить камфору. Впрочем, и от натурального продукта никто отказываться не собирается, и Тайвань по-прежнему остается крупнейшим в мире производителем натуральной камфоры.
Для чего камфора растениям?
Камфорный лавр — не единственное дерево, содержащее камфору. Есть она и в базилике, и в камфоросоме марсельской, и в некоторых видах полыни и шалфея. Для чего же она им? Шалфей Salvia leucophilla — небольшой кустарник, которым в Калифорнии зарастают луга, использует камфору как фитонцид.
В конце весны, когда дождей в Калифорнии почти нет, шалфей выделяет летучие терпены, в том числе и камфору. Почвенные частицы поглощают эти вещества, и они остаются здесь на протяжении всего долгого сухого лета. Во время сезона дождей вода вымывает частицы камфоры из почвы (напомним, что камфора в воде растворяется плохо) и переносит их на некоторое расстояние, где эти частицы встречаются с семенами однолетних трав, которые в зто время начинают прорастать. Токсичная для большинства травянистых растений камфора прекрасно растворяется в воскообразной оболочке, покрывающей корни проростков, и проникает внутрь клеток. Рост молодых побегов при этом подавляется так сильно, что с прекращением дождей они уже не могут выжить. За несколько дождливых недель терпены полностью вымываются из почвы, но дело сделано: конкурирующая растительность вокруг Salvia leucophilla уничтожена. Ни в самих зарослях шалфея, ни в окрестностях одного-двух метров вокруг них однолетние травы не растут. В следующем сезоне все повторяется. Подобным образом использует камфору и калифорнийская полынь Artemisia californica.
Разумеется, столь уникальные фитонцидные свойства камфоры пригодились бы в сельском хозяйстве, но травить ею сорняки дороговато. Впрочем, применение этому уникальному веществу нашли и здесь. Как и многие яды, в малых дозах камфора может служить гомеопатическим средством для семян, ускоряя их прорастание. Опытные огородники пользуются этим свойством камфоры вовсю, обрабатывая семена укропа, моркови и петрушки ее слабым водным раствором (0,001%).
По материалам журнала «Химия и жизнь» № 11-12 за 1999 год
Закладки по теме: камфора
Комментариев: 0