Лечение заболеваний
Дисбактериоз и флатуленция
«Вискас» для микроба
От рождения и до последних дней человек несет в себе спутников жизни — микробов, населяющих нижние отделы кишечника. Кто они — друзья или враги? Могут быть и теми, и другими. У нормального и здорового малыша грудного возраста в кишечнике живут исключительно полезные микробы. Если сделать посев из его кала, то на питательной среде вырастут колонии только одних микроорганизмов — бифидобактерий. Но, к сожалению, это длится недолго. Едва в дополнение к материнскому молоку или вместо него ребенок начинает получать другие виды питания, в кишечнике появляются представители гнилостных, условно патогенных микроорганизмов.
Неспокойная жизнь, плохое или неправильное питание, болезни, неблагоприятная радиационная и экологическая обстановка и, наконец, злоупотребление антибиотиками подавляют полезную бифидофлору, и ее начинают вытеснять представители гнилостной микрофлоры — бактероиды, которые, как и всякая другая микроскопическая пакость, гораздо живучее полезных микробов. Растет количество клостридий, стафилококков и других представителей условно патогенной микрофлоры. Такое состояние называется дисбактериозом.
Дисбактериоз не считают болезнью, но и со здоровьем он не дружит. Специалисты видят в дисбактериозе причину многих заболеваний. Например, может нарушиться всасывание питательных веществ. Человек старается есть побольше свежих фруктов, овощей, глотает таблетки витаминов, а у него развивается гиповитаминоз, а то и малокровие. Против дисбактериоза могут помочь только специальные лекарства, точнее, даже не лекарства в обычном понимании — таблетки или уколы, а целый класс веществ — так называемые неусвояемые олигосахариды. Именно они нужны нашим полезным квартирантам, живущим в толстой и прямой кишках и следящих за здоровьем этих органов. А в каком виде микробы их будут получать — в виде таблеток, растворимых капсул или просто как составную часть нашей с вами пищи, микробам не важно.
Казалось бы, чего проще: есть хвороба, против нее есть лекарство и есть врачи, которые знают обо всем этом. Надо только сходить в поликлинику, взять рецепт, купить лекарство, выпить его да и забыть про дисбактериоз раз и навсегда.
Увы, не все так просто. Если вы придете к врачу и, заявив, что у вас дисбактериоз, попросите выписать вам больничный, ничего не получится. Для официальной медицины такая позиция очень удобна: нет болезни — нет проблемы. Медицинская статистика сейчас и так удручающая, зачем ее делать просто ужасающей?
В лучшем случае вам выпишут рецепт на лекарство — бифидобактерин, бификол или их зарубежные аналоги. Однако наших препаратов не хватает даже для больных дисбактериозом детей, а от цены зарубежных даже у здорового человека может начаться дисбактериоз. Вот и получается, что нам с вами остается только изо всех сил стараться не заболеть дисбактериозом, а если все-таки заболеем, то лечиться самостоятельно.
В принципе это тоже возможно. Правда, такое самолечение чревато весьма щепетильными побочными эффектами, о которых в приличном обществе и говорить как-то неловко. Но надо!
Вихри враждебные веют под нами
Речь об образовании и выделении кишечных газов. В свойской компании неожиданный отход газов частенько приветствуют словами: «Ты что, гороху наелся?» И бывает, попадают в точку — действительно, либо гороху, либо других бобовых. Невежу презирают, над ним потешаются — а зря. Ему завидовать надо! Ведь безобразное поведение отравителя атмосферы — свидетельство того, что полезные бифидобактерии наелись в его кишечнике своей любимой пищи — олигосахаридов — и благодарно салютуют своему хозяину.
Вообще-то к олигосахаридам относится и обычный сахар. Но для бифидобактерий он не представляет никакого интереса, так как до места их обитания — толстой кишки — он просто не доходит, успевает всосаться в тонкой кишке.
Иное дело — неусвояемые олигосахариды, которые как раз доходят до бифидобактерий и других микробов, населяющих толстую и прямую кишки. Но таких олигосахаридов в привычной пище человека довольно мало. Например, они есть в луке, но если вы поставите задачу обеспечивать полезных микробов нижних отделов своего кишечника исключительно «луковыми» олигосахаридами, то придется есть примерно по 100 граммов лука в день. Но если помните, даже Буратино, который первым делом после того, как папа Карло выстругал его из полена, съел луковицу, в дальнейшем, после знакомства с Мальвиной, отказался от лукоедения. Во-первых, чтобы целоваться можно было, а во-вторых, по той же причине, по какой перед свиданием с девушкой не рекомендуется наедаться гороха.
В зернах бобовых растений на долю олигосахаридов приходится от 1 до 3,5%, но есть среди бобовых чемпион по этой части соя. В ней олигосахаридов больше 10%, причем примерно половина из них неусвояемые, то есть те самые, которые бифидобактерий очень даже усваивают. Получив свою любимую пищу в избытке, бактерии начинают пиршествовать в толстой и прямой кишках человека так бурно, что могут поставить его в крайне неудобное положение перед окружающими.
При ферментации — сбраживании Сахаров бактериями — сначала происходит гидролиз углеводных цепочек и образуются моносахариды — глюкоза, галактоза, фруктоза, ксилоза... Они тут же сбраживаются дальше до кислот — в основном уксусной, а также пропионовой и масляной, а потом образуется молочная кислота. Содержимое толстой и прямой кишок закисляется, что, кстати, можно, измерить, так сказать, на выходе с помощью обычной лакмусовой бумажки. Но к этому мы вернемся позже, сейчас для нас важно, что в результате интенсивной ферментации неусвояемых олигосахаридов бифидобактериями и другими микробами выделяется большое количество газов — водорода, углекислого газа и метана.
К слову заметим, что отходящие газы вызывают необузданное веселье, досаду, презрение, осуждение окружающих, но едва ли кто-нибудь, включая провинившегося, задумывается о том, что смесь этих газов взрывоопасна. Студентам медицинских институтов уже много лет рассказывают один казус, то ли реальный, то ли придуманный в назидание, — когда в момент прижигания полипа в прямой кишке у больного случился отход кишечных газов. Последовал взрыв, в результате которого больной скончался...
Однако вернемся к неусвояемым олигосахаридам и бифидофлоре кишечника.
Флатулентная гегемония США
Все, как известно, хорошо в меру, и гороховый суп — не исключение из этого золотого правила. Если не сознательно, то интуитивно это понимают все. Только суровые мужчины из произведений Джека Лондона питались исключительно беконом с бобами, нарушая Белое Безмолвие грозными мужественными звуками. Большинство же людей в современном мире бобы ест редко и неохотно, предпочитая мясо, мучные и макаронные изделия, разнообразные крупы. Лет десять назад сразу в 63 странах провели специальное исследование и выяснили, что в половине из них человек съедает в год всего-то около 3 кг бобовых.
Бобовые — пища тяжелая. Но когда перед человечеством в очередной раз встала проблема белкового дефицита, в первую очередь внимание обратили именно на бобовые культуры, и прежде всего на сою. Но тут же встала другая проблема. Олигосахаридов в сое до 10%, из них не меньше половины — неусвояемые, а они, как вы помните, сильно оживляют деятельность бифидобактерий с вытекающими отсюда последствиями. На медицинском языке эти последствия называются флатуленцией.
Надо сказать, что способность к флатуленции сугубо индивидуальна, у некоторых людей она очень развита. Вы можете нам не поверить, но все цифры, которые приведены дальше, взяты из строго научной медицинской литературы, в основном западной, что. впрочем, не означает, будто у нашего богоизбранного народа объемы флатуса (кишечного газа) сильно отличаются в ту или иную сторону.
Объем флатуса у разных людей колеблется от 0 до 465 мл/ч, в среднем у здорового человека средних лет он равен 13 мл/ч. Но это при нормальной диете; если тот же средний человек начинает питаться соей, газогенераторная способность у него увеличивается в 10, а иногда в 20 раз. Если же кормить соей рекордсменов, и без нее выделяющих почти по поллитра флатуса в час, то это может обернуться просто трагедией для человека.
Кстати, флатус выходит из кишечника не беспрерывно, и каждый случай его выделения медики изящно именуют пассажем флатуленции. Нас до сих пор смущает эта цифра, но американцы считают нормальным для здорового человека среднего возраста 14+4 пассажей в сутки. Ладно, пусть это будет нормальным, им виднее — ведь у них и приоритет, и мировое лидерство в изучении данной научной проблемы.
Это главным образом на основании американских исследований установлены своего рода ГОСТы на флатугенность пишевых продуктов. К нормофлатугенным (то есть нормальным с этой точки зрения) относятся мясо, рыба, птица, салат-латук, огурцы, перец, авокадо, цветная капуста, кабачки, маслины, виноград, дыни, рис, кукурузные хлопья, крекеры, орехи, яйца, шоколад. К умеренно флатугенным — томаты, баклажаны, цитрусовые, яблоки, хлеб, сдоба. А в категорию экстремально флатугенных попадают молоко, молочные продукты, бобовые, лук, сельдерей, морковь, изюм, бананы, абрикосы, сливы, хлеб с добавлением проростков пшеницы.
Впрочем, ничего нового вы, наверное, из этого списка не узнали — если исключить традиционно американские продукты питания, то все это нам знакомо по собственному опыту.
А теперь мы знаем еще и конкретную причину флатугенности той или иной пищи — все зависит от содержания в ней неусвояемых олигосахаридов. Но этим дело не заканчивается: коварные олигосахариды способны не только ввести в краску неожиданным пассажем флатуленции, но при неблагоприятном стечении обстоятельств вообще могут морально уничтожить человека. Будучи углеводами, неусвояемые олигосахариды жадно впитывают воду, и при избыточном их потреблении и накоплении в нижних отделах кишечника туда по законам осмоса начинает поступать вода, а в результате — неудержимый понос...
Японская программа СОИ
Получается, что неусвояемые олигосахариды — палка о двух концах. С одной стороны, они жизненно необходимы полезным бифидобактериям в нашем кишечнике, а с другой — начнешь ублажать ими бактерий, и хоть из уборной не выходи. Тоже, согласитесь, не жизнь.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: главное здесь — правильная дозировка. Чтобы и микробы были довольны, и мы с вами.
Вообще-то бифидобактерии могут прожить и без олигосахаридов. Для их подкормки организм выделяет из стенок кишки в ее просвет муцины, которые сбраживаются там бактериями примерно по той же схеме, что и сахара. Разница только в том, что муцины относятся к классу гликопротеидов, то есть кроме углеводов в их состав входит до 20% белков. А вот это уже нехорошо, ибо белки — любимая пища гнилостных бактерий. Так что лучше кормить своего кишечного микроба чистыми сахарами, без белков.
До недавнего времени считалось, будто соевыми олигосахаридами питаются не только бифидобактерии, но и клостридии, относящиеся к условно патогенной микрофлоре. Но японские микробиологи полностью реабилитировали сою — ее олигосахариды не по зубам ни клостридиям, ни другим гнилостным микробам. Откуда согласно правилам аристотелевой логики вытекало, что соевые олигосахариды — отличное лекарство против дисбактериоза.
Правда, японцы не ограничились формальными логическими построениями, а взяли да и проверили их экспериментально. Набрали добровольцев, страдающих дисбактериозом, и стали давать им по 15 г соевого олигосахарида рафинозы в день. За две недели количество бифидобактерии в кале испытуемых выросло с 12—16 до 60— 80%, а содержание гнилостных бактероидов снизилось с 60—80 до 7-30%.
Справедливости ради надо сказать, что у трех добровольцев случился понос, но и то хорошо, что только у трех — ведь доза-то в 15 граммов, прямо скажем, лошадиная. Эффект был явно побочным, и японцы начали промышленное производство соевых олигосахаридов как лекарства, вернее, лекарственной добавки к обычным продуктам питания. По мнению японцев, соевые олигосахариды помогают преодолевать дисбактериоз у детей гораздо успешнее, чем применяемая во всем мире лактулоза.
Хоспис для микробов
Старость напоминает младенчество — только с обратным вектором времени: если малыш с каждым днем все крепчает и крепчает, старый человек слабеет. Его начинают одолевать всевозможные хвори. Как говорится, где тонко, там и рвется. Почти у всех пожилых людей возникают проблемы с пищеварением, стул стариков очень сильно отличается от стула молодых здоровых людей и тем более младенцев. Он очень неприятного запаха, что свидетельствует о гнилостных процессах в нижних отделах кишечника, о том, что условно патогенные бактерии берут верх над бифидобактериями.
К сожалению, продукты гниения белковых веществ в толстой и прямой кишках порождают не только эстетические проблемы. Многие патологии у стариков формируются как раз на почве дисбактериоза, и в первую очередь — энцефалопатия. Нарушения сна, раздражительность, провалы в памяти, дрожание рук — все это результат изменения микрофлоры кишечника. Илья Ильич Мечников был абсолютно прав, когда говорил, что залог долголетия — в кефире. С высот современной науки о нижних отделах кишечника к сказанному Мечниковым можно только добавить: «...и в неусвояемых олигосахаридах».
Японцы, традиционно отличающиеся заботливым отношением к малым и старым, сделали из отходов крахмального производства препарат «Изомальто-500», состоящий из неусвояемых олигосахаридов, и испытали его на 18 добровольцах в возрасте от 50 до 93 лет. Все эти люди испытывали кишечные неприятности разного рода — у одних был постоянный понос, другие, наоборот, мучились запорами. В результате 2-недельного приема «Изомальто-500» у всех испытуемых стул приобрел нормальную мягкую консистенцию, а количество бифидобактерий в его микрофлоре возросло в среднем с 3 до 20%. Правда, через две недели после окончания курса все вернулось на круги своя. Но это говорит лишь о том, что дисбактериоз — не грипп, и кавалерийским налетом его не возьмешь: необходимо постоянно помогать своему кишечнику, вернее, его микробному населению.
Свежие ветры перемен
Во всем мире для борьбы с дисбактериозом применяют большой арсенал средств. Все зависит от тяжести недуга, характера и степени заселенности кишечника вредной микрофлорой. В тяжелых случаях используют антибиотики. Но антибиотики не разбирают, кто хороший, а кто плохой, и убивают всех микробов подряд. Поэтому сразу следом за антибиотиком назначают какой-нибудь препарат, способствующий заселению «простерилизованного» кишечника полезной микрофлорой. Понятно, что лечить кишечные нарушения антибиотиками должен только врач, здесь самолечение может закончиться трагически.
А вот в других случаях вполне можно поберечь нервы от нашей страховой медицины и пролечить себя самостоятельно. Мы просим нас великодушно извинить, но если вы человек уже немолодой, то с большой долей вероятности тоже страдаете дисбактериозом. Ничего обидного в этом нет, потому что мы и раньше, когда медицина у нас была без всякого страха, не особо заботились о своем здоровье, а нынче и вовсе махнули на себя рукой — жив, и слава Богу.
Попробуйте сами провести простейшую диагностику. Для брезгливого человека она, правда, не очень приятна, но тут уж решайте, насколько важно вам знать правду о своем здоровье. Если важно, то возьмите обычную лакмусовую бумажку и одной ее стороной аккуратно прикоснитесь к своему калу, немного подождите, пока бумажка не промокнет насквозь, и сравните ее цвет (разумеется, с неиспачканной стороны) с индикаторной шкалой. Если рН вашего кала приближается к 8, дело плохо — у здорового человека кал должен иметь слабокислую или, на худой конец, нейтральную реакцию.
Если у вас в семье есть малыш, повторите ту же процедуру и посмотрите на лакмусовую бумажку — вот то, к чему надо стремиться. Да вы и сами, наверное, замечали, что какашки у младенцев и пахнут совсем иначе, чем у взрослых — не так противно. Причина все та же — кал младенца, как мы и говорили в начале статьи, служит своего рода эталоном здоровой микрофлоры кишечника.
Разумеется, так называемому «практически здоровому» человеку, находящемуся в начальной стадии дисбактериоза, не надо принимать никаких специальных лекарств. Достаточно просто повнимательнее относиться к питанию, причем не только своему. Поднося кусок ко рту, всегда помните, что вы кормите не только себя, но и своих родных микробов.
Удивительное дело — человек придумал отличный сбалансированный корм для кошек и собак, а для собственных микробов — пока не удосужился. Вот и приходится их кормить вместе с собой.
Чем кормить, вы уже знаете — надо есть побольше неусвояемых олигосахаридов. При составлении меню для микробов можно руководствоваться общим правилом: чем флатугеннее продукт, тем больше он нравится микробу. Но, повторяем, во всем надо соблюдать меру. Впрочем, здесь природа позаботилась загодя и создала механизм раннего предупреждения. Если вы не отрегулируете разумный предел своей флатугенности сами, вам подскажут окружающие.
В.Е. Родоман, доктор медицинских наук
По материалам журнала «Химия и жизнь» №1 за 1997 год
Закладки по теме: дисбактериоз, флатуленция, бифидобактерии
Комментариев: 0